line decor
  
line decor
 
 
 
 

 

ОБУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЕ в лицее

Общая цель литературного образования в лицее – приобщение учащихся к богатствам мировой и отечественной литературы, развитие их способности эстетического восприятия и оценки произведения искусст­ва и на этой основе формирование их художественного вкуса, эстетических потребностей, нравственных ориентиров.

Особенностью преподавания литературы в физико-математическом лицее является обязательный дифференцированный подход к обучению, так как учащиеся, отличаясь сильной мотивацией к изучению точных наук, зачастую не осознают важности гуманитарных дисциплин, в частности литературы, для раскрытия своих творческих возможностей. В связи с этим приоритетными направлениями в преподавании литературы в лицее являются:

  • воспитание потребности учащихся в систематическом чтении художественной литературы;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста (рефлексии читателя);
  • углубление и расширение знаний о художественном мире автора, выработка умений анализировать прочитанное и систематизировать полученные сведения для составления полноценной картины окружающего мира;
  • формирование читательских умений как средства, способствую­щего становлению личности;
  • пробуждение стремления к творчеству, соавторству;
  • формирование нравственных позиций, чувства любви к Родине, эстетического вкуса, культуры речи и общения.

Курс литературного образования в лицее представляет собой систему, для которой важен процесс приобщения ученика к произведению искусства, к миру автора художественного произведения. Приоритет отдается отечественной художественной литературе, способствующей вос­питанию патриотизма и гражданской ответственности, так как русская классика, обладая высокой нравственной идеей, является незаменимым воспитателем человеческой души. При этом учащиеся овладевают знаниями о конкретно-историческом и общечеловеческом значении литературы.

Курс литературы предусматривает в 8, 10 и 11 классах – 3 часа в неделю, в 9 классе – 4 часа в неделю. Курс «Мировая художественная культура» интегрируется в литературу в 8-9 классах в целях оптимизации учебной нагрузки. Изучение курса проходит в рамках музейно-экскурсионной работы в течение всего учебного года. Кроме того, предусмотрено посещение театров и литературных концертов Московской государственной филармонии.

Реализация программы литературного образования в лицее обеспечивает формирование читательской культуры как показателя образованности человека, воспитание нрав­ственно-эстетического отношения к людям, к себе, к жизни, к искусству и к культуре в целом, что, безусловно, окажет благотворное влияние на развитие духовно богатой, всесторонне развитой личности.


За основу курса по литературе взята типовая программа, рекомендованная Московским институтом повышения квалификации работников образования (МИПКРО). Программа базируется на единстве педагогического, методического и литературоведческого подходов в формировании читате­ля, способного чувствовать и понимать гармонию произведений искусства слова и свободно ориентироваться в мире художественной литературы. В настоящее время, до перехода на обязательную концентрическую систему обучения, выбор авторов и их произведений на уроках литературы остается за учителем. Понимая важность художественной литературы в воспитании всесторонне развитой, духовно богатой личности, методобъединение словесников при составлении программы по литературе руководствовалось, в первую очередь, эстетическим принципом. Поэтому на уроках изучаются произведения, вошедшие в «золотой фонд» русской литературы: Островский, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Толстой и др. – в 10 классе; Чехов, Бунин, Замятин, Булгаков, Платонов – в 11 классе.

Одна из особенностей программы – серьезное внимание к лирике, обращение уже в этом возрасте к глубоким и трепетным переживаниям, разнообразию способов и путей воплощения лирического чувства (Фет, А. Толстой, Тютчев, Никитин, Некрасов – в 10 классе; Блок, Хлебников, Гумилев, Ахматова, Анненский, Маяковский, Северянин, Цветаева, Есенин и др. – в 11 классе.

Большой удельный вес сложных, насыщенных философской проблематикой, открытых самым разным вариантам прочтения произведений (таких, как «Обломов» Гончарова, «Преступление и наказание» Достоевского, «Война и мир» Толстого – в 10 классе; «Двенадцать» Блока, «На дне» Горького, «Мастер и Маргарита» Булгакова – в 11 классе) в курсе литературы обеспечивает целостное мировоззренческое постижение жизни средствами искусства слова.

 
 

 
   
© Сайт разработан службой ИТ лицея № 1580 в 2012 году
e-mail: webstudio@1580.ru